Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину
право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия)
органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он
полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы
препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Оспаривание действий, связанных с осуществлением кадастрового учета
Правоотношения в сфере кадастрового учета носят
публичный характер, в связи этим дела об оспаривании решений, действий
(бездействия) органа, осуществляющего государственный кадастровый учет недвижимого
имущества, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке административного
судопроизводства.
Судебная практика
К. обратился в суд с административным исковым
заявлением к ФГБУ “ФКП Росреестра” об оспаривании действий, связанных с
осуществлением кадастрового учета. В обоснование требований указал, что площадь
принадлежащего ему на праве собственности земельного участка помимо его воли
уменьшилась в результате внесения в государственный кадастр недвижимости
изменений по инициативе собственника смежного земельного участка.
Определением суда первой инстанции, оставленным без
изменения судом апелляционной инстанции, производство по административному делу
прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 128 и п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ. При этом
суды исходили из того, что в результате осуществления кадастрового учета в
связи с уточнением площади и местоположения границ земельных участков произошло
существенное уменьшение площади земельного участка административного истца, в
связи с чем имеется спор о праве на земельный участок, связанный с определением
его границ, затрагивающий права и законные интересы собственников смежных
земельных участков и подлежащий разрешению в порядке гражданского
судопроизводства.
Судебная коллегия по административным делам Верховного
Суда РФ указанные судебные акты отменила, указав следующее (Определение №
11-КГ16-20).
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской
Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в
каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в
том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов
государственной власти, органов местного самоуправления, общественных
объединений и должностных лиц (ч. 2).
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке,
предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им
административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и
законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных
правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений,
действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных
органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой
22 названного Кодекса.
Пунктами 3,6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24 июля
2007 г .
№ 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” определен состав сведений
государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, включающий
описание местоположения границ объекта недвижимости и площадь, если объектом
недвижимости является земельный участок.
Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений
объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса
правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае
принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении
кадастрового учета (ч. 1 ст. 23 названного Закона).
В силу пп. 4, 5.1.3 Положения о Федеральной службе
государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного
постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г . № 457, названный
орган осуществляет государственный кадастровый учет недвижимого имущества, в
том числе через подведомственные организации, которой является ФГБУ “ФКП
Росреестра”.
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать
вывод о том, что оспаривание решения государственного органа является одним из
способов защиты права, выбор которого предоставлен лицу, обращающемуся за такой
защитой.
К административным делам, рассматриваемым по правилам
Кодекса административного судопроизводства РФ, относятся дела, возникающие из
правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной
самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников
правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия
по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому
участнику.
Поскольку ФГБУ “ФКП Росреестра” реализует
административные и иные публичные полномочия по исполнению и применению законов
в сфере кадастрового учета, где отношения не основаны на равенстве сторон,
требования об оспаривании решения названного органа об изменении сведений
кадастрового учета в отношении принадлежащего административному истцу на праве
собственности земельного участка вытекают из публичных правоотношений и
подлежат рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства.